Четвертый
год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни
ребенка. В это время у детей заканчивается формирование основных
новообразований младшего школьного возраста. У большинства детей уже
складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не
только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в
использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение
продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел
умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и,
в случае необходимости, добывать их самостоятельно. К
четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация
учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам:
одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или
иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и
способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко
проявляются лингвистические способности. А если у ребенка никаких
особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические
исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если
школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд
одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно
обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или
иного содержания. У
четвероклассников формируется произвольность познавательных процессов:
внимания, памяти. Важнейшим новообразованием является познавательная
рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов и неудач.
Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и
дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые
происходит осознание потребности в саморазвитии. Ребенок начинает
осознавать свои права и обязанности. Самооценка становится устойчивой.
Более зрелым становится общение. К значимым взрослым дети начинают
относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки. Сверстники
становятся более значимыми. Их мнение становится более важным, чем
мнение взрослых. Развивается сотрудничество, формируется способность
интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах.
Активизируется межполовое общение. Происходит первичное осознание
ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах,
вырабатывают к этому собственное отношение. В этом возрасте могут
развиться социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым
нормам, образцам поведения), повыситься эмоциональное реагирование на
трудности, появиться чувство одиночества.
|