1. Начинайте
«забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите
круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас
большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль,
вынести ведро и т.д.)
2. Определите
общие интересы.
Это могут быть как
познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы
(обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей,
проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно
посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега,
поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении,
дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.
3.
Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте
его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, давайте ему
деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте
в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4.
Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии
посторонних.
Уважайте чувства и
мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя
или воспитателя, отвечайте:
«Спасибо, мы дома обязательно поговорим на
эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять,
не считать плохим, верить в успех и способности («ты
сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя
верю»).
5.
Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним
конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или
взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете
сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь быть
объективными: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого
или наоборот.
6. Чаще
разговаривайте с ребенком.
Развитие речи – залог
хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему
больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы
ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним
придумайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях
природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
7.
7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае
его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время
прибегайте чаще к справочной литературе ( «Давай посмотрим вместе в словаре,
энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и
энциклопедиями, а не всегда ждать вашего ответа.
8.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами
другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с
индивидуальностью ребенка ,знать ,что все люди разные и имеют право быть такими
!
9.
Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что
что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще раз
попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш
ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой,
лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка
новой игрушки или сладостей.
10. Не
стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они
не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований,
если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас –
фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не
пользуйтесь формулировкой « если…,то..» («Если уберешь свои вещи, разрешу
смотреть телевизор» и т.п. ), это пагубно влияет на воспитание личности –
ребенок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе».
|